вызванная стремлением ряда штатов на юго-востоке страны выйти из союза, создав Южную конфедерацию и сохранив у себя рабовладение. В начале войны ситуация для федерального правительства в Вашингтоне, возглавляемого президентом А.Линкольном, складывалась довольно неблагоприятно. Федеральные войска терпят поражения от «конфедератов», на стороне которых оказалась значительная часть кадрового офицерского корпуса американской армии. К тому же такие могущественные в военном отношении державы, как Англия и Франция, особенно первая, фактически поддерживали Южную конфедерацию.
Реально возникала опасность прямого британского военного вмешательства в пользу «конфедератов».
В этих условиях президент А.Линкольн направил конфиденциальное послание государственному канцлеру Российской Империи князю А.М.Горчакову, в котором, судя по ответу России, просил нашу страну о помощи.
Отвечая на обращение А.Линкольна, князь Горчаков сказал послу США в Петербурге: «Ваша страна еще только появилась на свет, когда русские стали у вашего изголовья, как ангелы-хранители, во время первого президента Вашингтона. Нам не нужны Северные и Южные штаты — нас устроят только Соединенные Штаты Америки!».
Слова российского канцлера подтвердили, что Россия готова положительно откликнуться на просьбу американского президента.
Необходимо однако подчеркнуть, что сама Россия в тот момент пребывала в достаточно сложном международном положении. Прошло всего несколько лет после ее поражения в Крымской войне и заключения невыгодного для нее Парижского трактата, который, в частности, лишил нашу страну права иметь военно-морские силы на Черном море.
Кроме того, внутри страны проводилась глубокая и важная социальная реформа — освобождение крестьян от крепостной зависимости, которая не всегда проходила просто и гладко. На российских западных рубежах, в русской части Польши и в Литве, вспыхнуло вооруженное восстание, имевшее целью отделить эти земли от России. В очередной раз польские инсургенты создавали для некоторых держав Запада повод для вмешательства в русские дела. Правительство России должно было тогда считаться с возможностью новой прямой военной интервенции против нашей страны, в частности, со стороны ее бывших противников в Крымской войне, которая в Западной Европе была известна как Великая Восточная война.
В этих условиях российское правительство пошло на действительно смелый шаг, который по всем параметрам опять-таки вписывается в концепцию «вооруженного нейтралитета». Было решено направить в важнейшие порты Соединенных Штатов две эскадры боевых кораблей.
Одну из состава Балтийского флота в Нью-Йорк(6 кораблей - фрегаты "Александр Невский", "Пересвет" и "Ослябя", корветы "Варяг" и "Витязь", и клипер "Алмаз") под командованием контр-адмирала Степана Степановича Лесовского (ученик адмирала Лазарева, один из тех кому флот обязан появлением тельняшки... имел на руках секретное предписание, в случае неблагоприятного развития обстоятельств для северян, вступить в военные действия на их стороне...кстати, родился во Франции...)
другую из Сибирской флотилии (главная база — только что созданный порт Владивосток) — в новый американский порт на Тихом океане — Сан-Франциско. Этой эскадрой, состоявшей также из 6 кораблей корветы "Богатырь", "Калевала", "Рында" и "Новик", клиперы "Абрек" и "Гайдамак"), командовал участник Крымской войны, контр-адмирал Андрей Александрович Попов. (в последствии руководил постройкой первых российских броненосцев, автор идеи о строительстве круглых броненосных батарей ("поповок")
Перед кораблями российского флота была поставлена двоякая задача: с одной стороны, провести военную демонстрацию в поддержку правительства президента Линкольна, боровшегося за сохранение территориальной целостности США, а с другой, — избежать «блокирования» наших военно-морских сил в отечественных портах в случае возникновения военного конфликта с Англией и Францией.
...поход российских эскадр, естественно, готовился в глубокой тайне. Особенно это относилось к балтийской эскадре, которой предстояло пройти через моря северной Европы, в том числе, обогнуть Британские острова с севера, максимально избегая встреч с английскими кораблями.
Экипажи кораблей, даже командиры, не знали о конечных целях похода, секретные пакеты с предписаниями должны были быть вскрыты через несколько суток после выхода с базы. Адмирал Лесовский прибыл на свой флагманский корабль скрытно и в момент выхода в море на нем, вопреки правилам, не был поднят адмиральский флаг. Из-за режима повышенной секретности эскадра отказалась даже от доставки свежего продовольствия на корабли.
Обе российские эскадры прибыли к местам назначения в сентябре 1863 г. Дотошным американским репортерам не удалось выпытать у наших моряков какие-либо сведения о целях их прихода в порты США.
За девять месяцев пребывания русских эскадр в американских портах (а также проведения маневров вдоль североамериканских побережий) в ходе боевых операций в войне между Севером и Югом обозначился перелом в пользу северян. Одновременно в Европе после успешных операций русских войск в Польше уменьшилась опасность военной интервенции против России.
Эскадра Лисовского вернулась в Кронштадт в июле 1864 г., а эскадра Попова во Владивосток в августе.
http://www.nasledie.ru/oboz/N05_00/05_13.HTM
Появление двух русских эскадр в Нью-Йорке и Сан-Франциско словно взрыв бомбы потрясло политиков в Лондоне и Париже, заставив их крепко призадуматься: теперь в случае начала войны с Россией на их торговых коммуникациях появилась бы целая дюжина русских аналогов «Алабамы», о «подвигах» которой они тоже были хорошо наслышаны.
А население Соединённых Штатов встретило весть о приходе военных кораблей из России с огромным энтузиазмом: появился союзник. Газеты писали о братстве двух стран, люди радостно приветствовали русских моряков на улицах Нью-Йорка, Бостона, Сан-Франциско, а власти устраивали в их честь приёмы и балы. В ноябре 1863 года часть кораблей Атлантической эскадры вошла в Потомак, и их команды посетили Вашингтон, побывали в Конгрессе, а С.С.Лесовский с командирами кораблей был принят президентом США Авраамом Линкольном. Жена Линкольна (сам президент был нездоров) и госсекретарь Сьюард посетили фрегат «Александр Невский».
В Сан-Франциско русские корабли оказались единственной защитой горожан от возможного нападения южан, поскольку у северян военного флота на Тихом океане практически не было. Хотя адмиралу А.А.Попову было строго предписано придерживаться нейтралитета в Гражданской войне и не вступать в бой с кораблями южан в открытом море и при нападении на защищающие город форты, но в случае их нападения на сам город с угрозой жизни его мирному населению разрешалось применить для защиты горожан всю мощь оружия эскадры.
http://stonesi.net/kstatie/article.php?op=newindex&sid=978
В это же время -
Использовав как предлог приостановление Мексикой выплаты внешних долгов, Испания, Англия и Франция начали в неё военную интервенцию: войска этих стран высадились в 1861- начале 1862 года в мексиканском порту Веракрус и двинулись вглубь страны. Наткнувшись на серьёзное народное сопротивление, испанцы и англичане в апреле 1862 года покинули Мексику, но французы продолжили наступление и в июле 1863 года взяли Мехико.
Journal information