Cергей Дыбов (severr) wrote,
Cергей Дыбов
severr

Жан де Панж

не удержался...

еще один из Нормандии-Неман,
маркиз,
лейтенант ВВС, кавалер ордена Красной Звезды,
не сбил ни одного самолета, поскольку всю войну пролетал на кукурузнике У-2,

родился 29 марта 1917 г. в Париже в семье видного историка, специалиста по королям Арагонии.
а мамой будущего летчика была графиня Полина Брогли, родная сестра нобелевского лауреата по физике 1929 г. Луи Брогли и праправнучка фельдмаршала Российской Империи Виктора-Франсуа Брогли. Таким образом Жан де Панж из семьи, несколько членов которой служили в Российской Армии имея чины от фельдмаршала до поручика. Имена двух из них начертаны на стенах храма Христа Спасителя. В их память стоит обелиск в парке Монрепо в Выборге.

Мать авиатора так же занималась историей и особенно изучением жизни одной из своих прародительниц госпожи де Сталь о которой она написала 4 книги. Роман о Belle Époque "Каким я вижу 1900 год" принес ей славу, членство в жюри литературной премии для женщин и командорский крест Почетного Легиона.

Отец лейтенанта был автором более 20 исторических трудов, в основном посвященных Эльзасу и Лотарингии и его философским идеям об Единой Европе. В 1940 г. активно поддержал предложение Черчилля о создании единого единого англо-французского государства, идеям и о котором в последствии бомбил де Голля и во время войны и после.

Семейство де Панжей водило дружбу с Робертом Шуманом, Конрадом Аденауэром, Отто Габбсбург-Лотарингский и простым генералом де Голлем.

Любопытно, что основоположник династии бизнесмен прошлых веков Жан-Баптист Тома, в 1704 г. на праведно/неправедно заработанные нефтефранки приобрел руины средневекового замка в г. Панж возле Меца. Титул маркиза же он получил уже из рук польского короля Станисталава Лещинского, по причине недоразумений военного характера с москалями ставшего герцогом Лотарингии. Один из его внуков, Жак был полковником гвардии Наполеона, отличился в 1813 г. в Пруссии. В 1812 г. в их усадьбе останавливалась Мария-Луиза, покидавшая Францию навсегда с Наполеоном 2.

И вот такие знаменательные дела никак не отмечены в истории прославленной части. Даже Илья Эренбург, полжизни проживший в Париже, всю войну болтавшийся в Нормандию-Неман на самолете как раз Жана де Панжа, и не пропускавший ни одного банкета во французской миссии, отметил графское происхождение Ролана де ля Пуап и что один из его родственников воевал против Суворова в Италии, а про де Панжа нет.

будем исправлять.

По окончании школы и достижении 20 летнего возраста, Жак де Панж, как многие из будущих пилотов Нормандии, закончил аэроклуб в Версале вместе с Марселем Альбером, и получил свидетельтво летчика-любителя. В октябре 1937 г. был призван в армию и по его просьбе включен в состав батальона ВВС в Мурмелоне. Ничтоже сумняшесь стать пилотом он предъявил свое свидетельство летчика любителя с аттестатом о налете 11 часов. Последнее обстоятельство вызвало смех командира части и Жан де Панж был зачислен кашеваром.

Что бы вырваться из кухни, сдал экзамены на поступление на курсы штурманов, в надежде побыстрее стать военным летчиком. Прошел при конкурсе 11 человек на место. По окончании курсов, год служил в По, и в 1939г. получил звание младшего лейтенанта запаса. И вот тут оказалось, что офицеров запаса не принимают в летную школу. После долгих и нудных трепыханий дело кончилось тем, что Жан явился к командиру части и бросил свои офицерские погоны с просьбой о разжаловании в сержанты для поступления в летную школу в Истре. Ему отказали и демобилизовали. Но он даже не успел уехать из По, как вновь был мобилизован по плану общей предвоенной мобилизаци 1939 г.

Их часть перебросили в Шампань. Жан де Панж служит штурманом на бомбардировщике. Незадолго до капитуляции он получает Военный Крест. После капитуляции, он оставляет свою часть и прикинувшись поляком на польском пароходе отбывает из Франции в Англию, где записывается к де Голлю. На пароходе он знакомиться с двумя "русскими" из будущей Нормандии Михаилом Шиком и Альбером Мирлесом.

В Англии его вновь отказались перевести в летчики и зачислили штурманом. Он принимал участие в неудачной операции в Дакаре. Затем в освобождении Либревилля и Куфры. В составе эскадрильи Лотарингия участвовал с союзниками в операциях в Эфиопии и Джибути, где он был штурманом командирского самолета, перевозившего Леклерка и де Голля.

В начале 1942 года вернулся в Лондон, где встретился с Мирлесом, который уже вовсю готовил отправку пилотов в СССР и по дружбе записал его в качестве пилота связи. Лейтенант. В ноябре первая группа пилотов и французские механики прибыли в СССР. Самолет, на котором летел де Панж из Тегерана, после вылета из Баку попал в снежную бурю над Каспием и был вынужден приземлиться в уральском городе Гурьеве (ныне казахстанский Атырау) запомнившийся ему на всю жизнь сочетанием огромных снежных сугробов и верблюдов, использовавшихся на аэродроме в виде гужевого транспорта. В декабре получил свое удостоверение пилота, которое я уже показывал.



Получив удостоверение, и не получив еще своего У-2, от безделья он изучал русский язык и довольно сносно овладел. Часто уходил в город. Оставил любопытное свидетельство, что в Иваново в эту пору конца 1942, начала 1943 г. все зрелищные учреждения цирк, театр, кино всегда были переполнены. У него сложилось мнение, что русским важнее зрелище, чем хлеб.

В марте 1943 г. за неделю до вылета на фронт, Нормандия получила вспомогательный У-2. Граф де Панж радовался как дитя, что наконец то стал пилотом. После 3,5 часов тренировок на двухместноя Як-7 он был допущен к полетам вместе с другим пилотом связи и переводчиком Михаилом Шиком, который в отличие от маркиза таки добился к концу войны перевода в истребители.

Задача де Панжа была вспомогательная. Связь с Москвой, куда ему приходилось вылетать по 2 раза в месяц, с советским командованием, доставка грузов, поиск и доставка сбитых летчиков или совершивших вынужденную посадку. Также вместе с русскоязычным доктором Лебединским вылетал на переднюю линию в поисках подтверждений, сбитых Нормандией самолетов.

Первый вылет он совершил в поисках Марселя Альбера, который заблудился и сел в поле после того, как у него кончилось горючее. однажды у него самого случился отказ двигателя и он сел возле какой то деревни откуда моментально явились два советских автоматчика. И, невзирая на его советские документы и попытки говорить на ломаном русском, молча арестовали. Так он повстречался с "суровым НКВД", которое впрочем уже через пару часов установило его личность и сбыло с рук близлежащему авиаполку, где в ожидании Михаила Шика его весь вечер донимал распросами о парижском метро какой то русский полковник, владевший французским языком.

В конце 1943 г. при реорганизации группы в авиаполк и отправке французского техперсонала из СССР, был отозван в распоряжение миссии в Москве. Его место занял младший лейтенант Астье, до войны бывший пилотом Фармана и инструктором авиаклуба в Версале, в котором учился летать де Панж. Уже в одном из первых полетов Астье, сбился с пути и залетел за линию фронта, где его У-2 обстреляли зенитки. Сам он был ранен, а его пассажир аспирант Жан Рей для которого это был первый вылет, убит. Несмотря на то, что раненый Луи Астье сумел вернуться и посадить самолет, он был отчислен из Нормандии и выслан из СССР, а Жан де Панж вернулся на свой самолет.

В начале 1944 г. его самолет У-2 был разбит по неосторожности другим пилотом. Он плакал как дитя над потерей своего первого самолета. Это произвело такое впечатление на генерала Захарова, что в считанные дни де Панж получил совершенно новый У-2, с французской трехцветной кокардой на борту.

Однажды в июле 1944 г. он приземлился на одном из советских аэродромов в Докудово. Узнав, что сел француз, к нему подошел офицер и сказал: "Вас приглашает Сталин". Чуть позже обомлевший француз узнал, что это был Василий Сталин, командовавший полком исторебителей. С ним де Панж пропьянствовал двое суток, и вынес впечатление - "приятный человек и собеседник, но столько как он не каждый выпьет". Одна из фраз в его дневнике по итогам этой встречи, ныне трансформировалась в широкоизвестный анекдот: "пил весь день с русскими летчиками - чуть не умер. Пил второй день с русскими - лучше бы я умер вчера".

В октябре пилотам первой группы, в том числе де Панжу разрешили выехать в отпуск в освобожденную Францию, которую они покинули еще в 1940 г. Проводы проходили за день до начала наступления в Восточной Пруссии. Этот эпизод красочно показан в фильме "Нормандия-Неман", когда пилоты отказались от отпуска, что бы принять участие в последнем большом наступлении на их фронте. и столь же красочно он описан в мемуарах Жана де Панжа: "Пилоты провели в раздумьях всю ночь. Все страшно скучали по семьям, которые покинули в трагической обстановке 40-года и в то же время никто не хотел пропустить последнее наступление. Наступило утро, но никто не решался заговорить первым, пока Герой Советского Союза Марсель Альбер не вымолвил: "Пока мы будем тут сидеть, они там выпьют за Победу всю нашу водку". И вопрос был решен.

Участвовал в Параде Победы 18 июня 1945 г. на Елисейских Полях в колонне Нормандии-Неман.

После войны Жан де Панж демобилизовался в звании капитана и работал во Французском Управлении по Экспорту авиаоборудования. Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной Войны, медалью "За Победу над Германией". Французские - Военный Крест с пятью пальмами и серебряной звездой, Командорский крест Почетного Легиона, колониальная медаль с планками "Ливия" и "Дакар", медаль Сопротивления, Медаль "Свободная Франция", Памятная медаль второй мировой войны с планкой "СССР". Скончался в 1999 г. похоронен в своем имении де Панж в Лотарингии, где открыт музей их знатной фамилии. Одна из комнат музея посвящена пилоту Нормандии-Неман.




Он автор мемуаров "Мы столько повидали. От Куфры до Нормандии"



из книги Жана де Панжа "Мы столько повидали" - 1
из книги Жана де Панжа "Мы столько повидали" - 2
Икона

Tags: ww-2, Нормандия-Неман, персоналии
Subscribe

Posts from This Journal “персоналии” Tag

  • Елпидифор

    частенько попадаются непонятные имена, обычно приходится морщить ум, чтоб понять что ыло в оригинале... вот тут например... русский воинский…

  • о советской власти на Лазурном Берегу в 1944 г.

    из доклада председателя Союза Советских Патриотов Лазурного Берега бывшего генерал-лейтенанта Белой Гвардии Петра Семеновича Махрова, сделанного в…

  • Наполеон в Сирии

    Олег Валерьевич просвещает по сабжу... на 26'-28' рассказ про гренобльского генерала Рамбо, похороненного в пригороде Вуарон: В память Франсуа Рамбо…

  • найдена и спасена могила священника Русского Легиона

    Протоиерей Андрей Богословский, родился в 1869 г. возле Череповца. Всю жизнь был военным священником в Туркестанской стрелковой бригаде в Ташкенте, в…

  • Пьер Мендес Франс нашего городка

    легендарный французский политик долгожитель навроде Жириновского... один из основоположников Международного Банка и Международного валютного фонда…

  • Жан Мулен

    во Франции отметили 75 лет со дня гибели руководителя Сопротивления Жана Мулена... не знаю, что тут можно сказать русскоязычному читателю, когда в…

promo severr april 5, 2017 16:33 2
Buy for 100 tokens
Оригинал взят у severr в сбор средств на восстановление памятника наша ассоциация "Русская Память" получила право на восстановление памятника на могиле русско-французского летчика, одного из наиболее результативных летчиков первой мировой войны, имеющего 11 французских и 8 российских…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments