http://www.inrusem.spb.ru/book_0001-3-43.htm
Бочарова З.С. (Москва)
Нансеновский паспорт:
история учреждения Лигой Наций
Введение нансеновских паспортов стало важнейшей составляющей процесса "ликвидации беженской проблемы". Женевская конференция в июле 1922 г. признала "русским беженцем" беженца "русского происхождения, не принявшего никакого другого подданства". Женевское межправительственное соглашение от 12 мая 1926 г. уточнило: "всякое лицо русского происхождения, не пользующееся покровительством правительства СССР и не приобретшее другого подданства". По инициативе Международного комитета Красного Креста Совет Лиги Наций еще 20 августа 1921 г. назначил верховным комиссаром по беженским делам норвежца Ф.Нансена, хотя тот имел просоветскую репутацию. При верховном комиссариате образовался совещательный комитет с участием представителей международных и эмигрантских благотворительных организаций.
В разработке паспортов для беженцев большую роль сыграла Центральная юридическая комиссия в Париже при Совещании послов. В нее входили барон Б.Э.Нольде – председатель, А.Н.Мандельштам, А.А.Пиленко, П.П.Гронский, Я.Л.Рубинштейн. Заседание Совета Лиги Наций 24 – 25 марта 1922 г. после доклада Нансена о паспортах для русских беженцев одобрило проект этого сертификата. Текст сертификата был принят на конференции представителей правительств в Женеве 3 – 5 июля 1922 г. Разработанный юристами-эмигрантами проект по настоянию Франции урезал права русских беженцев по сравнению с другими гражданами, в частности, не гарантировал при выезде возвращение беженца в страну, выдавшую сертификат. По соглашению 5 июля 1922 г. нансеновский паспорт признали страны-реципиенты с условием, что беженец выполнит все требования к жителям страны, заплатит за паспорт и его ежегодное возобновление, подтвердит документами свою личность и принадлежность к эмигрантам. Паспорт утрачивал силу, если его обладатель отправлялся в РСФСР. В ряде стран присоединение к соглашению значило бы усложнение режима проживания и передвижения русских эмигрантов (Бельгия и др.). Система нансеновских паспортов была одобрена к ноябрю 1922 г. в 12 странах Европы, к началу 1930-х гг. – в 51 стране. Бельгия, Канада, Эстония выдавали русским беженцам собственные документы и не присоединились к соглашению.
Нансеновские паспорта не устраняли трудности переезда из страны в другую и трудоустройства, не дали прав на пособия по инвалидности, болезни, безработице и лишь частично решали правовые проблемы. С 1 января 1925 г. трудоустройство беженцев взяло на себя Международное бюро труда. 12 мая 1926 г. конференция 24 государств ограничила круг лиц, имевших право на нансеновский паспорт, ввела обременительный сбор за его выдачу, гарантировала обратный въезд в страну его выдачи, но не решила всех проблем, связанных с юридическим положением беженцев. Тем не менее с решения российского вопроса начала свое становление модель международных действий в защиту беженцев.
что подумалось, а в Эстонии уже тогда давали паспорта алиенов, или наоборот, тогда проблем с гражданством не было?...
Journal information