Cергей Дыбов ([info]severr) wrote,

21 февраля 1944

21 февраля во Франции отмечается день памяти иностранных участников Французского Сопротивления, погибших во время войны.

Связано это с тем, что 21 февраля 1944 после показательного пропагандистского процесса, нацисты расстреляли 22 человека во главе с руководителем всех ячеек Сопротивления Парижского региона, состоящих из иностранных рабочих, Мицаком Манучяном. Единственная осужденная с ними женщина - Ольга Банчич была обезглавлена в мае в Штутгарте.

Эта история стала широко известной во Франции после войны, благодаря стихотворению Луиса Арагона "Красные Афиши":
"...афишы, похожие на пятна крови,
что нам трудно выговорить ваши имена,
в поисках страха от прошлого.
Французы афиши не замечали,
днем люди проходили мимо не поднимая глаз.
Но ночью, в комендантский час, на ваших фото
чьи то пальцы писали - ПОГИБЛИ ЗА ФРАНЦИЮ!".

Хотя исход войны был уже ясен, фашисты пытались запугать Сопротивление и лишить его народной поддержки. Из, около 60, арестованых в разное время французской полицией подпольшиков, в начале 1944 года гестапо отобрало 23 чья иностранность не подлежала сомнению. На улицах Парижа были расклеены афиши красного цвета с портретами осужденых.

вот эти:


10 портретов на плакате:

"ГРЖЫВАЧ - польский еврей, 2 теракта" - Шлама Гржывач родился в 1909 г. в г.Воломин, близ Варшавы, в то время Российская Империя. Активный участник гражданской войны, а затем подпольной деятельности против власти Пилсудского. В 1931 г. осужден на 5 лет, после освобождения эмигрировал во Францию. Участник гражданской войны в Испании. Осужден за взрыв гранаты в редакции "Парижер Цайтунг" и за подрыв грузовика с немецкими солдатами.

"ЕЛЕК - венгерский еврей - 8 подорваных поездов" - Томаш Елек, родился в 1925 г. в Будапеште. Его отец покинул Венгрию в 1929 г. В Сопротивлении с 1942 г.

"ВАЖБРОД - польский еврей, 1 терракт, 3 поезда" - Вольф Важброд родился в 1925 г. в городе Красник в Польше. Его отец строитель перебрался во Францию на заработки. Родители Вольфа, как евреи, были арестованы и депортированы в концлагерь Дранси в 1942 г, что привело его в ряды Сопротивления. Медаль Сопротивления посмертно.

"ВЫШИЧ - венгерский еврей, 15 терактов" - Робер Витшиц, чистокровный француз родился в 1924 г. Воспитывался у французских дедушки с бабушкой в пригороде Парижа. Его отец был призван в 1939 г. и попал в плен на линии Мажино. Был освобожден как ветеран 1-й мировой войны. В 1943 г скрываясь от угона на работы в Германию, пришел в Сопротивление. Тело было выпрошено родителями и похоронено в фамильном склепе в Иври. Кавалер Почетного Легиона и Военного Креста посмертно.

"ФИНГЕРВЕЙГ - польский еврей, 3 теракта, 5 поездов" - Морис Фингервейг, родился в 1923 г. в Варшаве. Родители в 1926 г. перебрались во Францию на заработки. С 10 лет работал рабочим на ковровой фабрике. В 1940 г. встепил в коммунистический союз молодежи. С 1942 г. в отряде Манучяна, вместе с которым и был арестован. Медаль Сопротивления посмертно.

"БОЖОВ - венгерский еврей, глава "паровозников", 20 терактов" - Иосиф Ференц-Вольф, псевдоним Божов, родился в 1919 г. в Румынии в состоятельной семье. В 1937 бросил факультет химии и уехал в Испанию, где стал Божовым. После поражения интербригад, как румынский гражданин был интернирован в концлагере в Аржеле, откуда с группой других румын сбежал весной 1941 во Францию. Наладил производство бомб и воглавлял группу, занимавшуюся пуском под откос фашистских поездов.

"ФОНТАНО - итальянский коммунист, 12 терактов" - Спартак Фонтано, 1922 года рождения, сын убежденных антифашистов, подвергжихся репрессиям в Италии. С 1943 г. во Французском Сопротивлении. Непосредственный участник ликвидации коменданта Парижа фон Шаумбурга.

"АЛЬФОНСО - красный испанец, 7 терактов" - Селестино Альфонсо, родился в 1916 г. Лейтенант Испанской республиканской Армии. После поражения перебрался во Францию. С 1942 г. во Французском Сопротивлении. Непосредственный участник ликвидации коменданта Парижа фон Шаумбурга и главы Бюро по Обязательной Работе в Германии Риттера.

"РАЙМАН - польский еврей, 13 терактов" - Марсель Райман, родился в 1923 г. в Варшаве. Его отец рабочий ткацкой фабрики перебрался во Францию на заработки в 1931 г. С 1942 г. член коммунистичексого союза молодежи и участник Сопротивления. Участвовал в первом теракте Манучяна в Левалуа в апреле 1943 г. С Альфонсо и Фонтано принимал участие в ликвидации Риттера и фон Шаумбурга.

"МАНУЧЯН - армянин, глава банды, 56 терактов, 50 убитых, 600 раненых."
Мицак Манучян, 1942 г - командир партизанской группы "Сталинград", с 1943 г. политический комиссар MOI (иностранные рабочие). Это объединение не имело никакой связи с ЦК советских военнопленных во Франции, и помимо его группы Сталинград существовала группа Сталинград, состоящая из советских военнопленных, под командованием Геннадия Пономарева и отряд имени Сталина Василя Порика, не считая французские группы с аналогичным названием.

Со второй половины 1943 г. Манучян руководитель всех ячеек Сопротивления Парижского региона, состоящих из иностранных рабочих. Во время войны выдавал себя за, бежавшего из плена, советского офицера и даже носил советскую военную шинель и пилотку - (замечу, что таких случаев масса, как и то, что командиры партизанских отрядов брали себе псевдонимами русские имена, а вот что бы называвли себя там Джеймсами, или Джонами, а партизанские группы Перл-Харборами или Англиями мне не известны).

Мицак Манучян родился 1 сентября 1906 г. на юге Турции. Его родители погибли в межэтнических столкновениях и он попал в детский дом в Сирии, а оттуда с группой армянских подростков во Францию. Работал рабочим на заводе Ситроен. С 1930 г. со своими друзьями издает армянский журнал. Возможно этот самый, поскольку с 1932 г. он занимается детальным изучением и перепубликацией трудов армянских советских авторов. Под влиянием прочитанного и окужающей действительности в 1934 г. вступает в компартию. С 1935 г. главный редактор журнала "Зангу". В 1939 г. с начала мировой войны и закрытием коммунистической прессы, арестован. После трехмесячного заключения отправлен на фронт. После поражения Франции вернулся в Париж, где был арестован вторично после нападения Германии на СССР. В конце 1941 г. отпущен. С 1942 г. в Сопротивлении. В его работе ему помогала его жена Мелина Манучян, которой после войны было предоставлено советское гражданство и она проживала в Ереване. Широко известно его предсмертное письмо Мелине, в котором он писал, что не питает злобы к немецкому народу... Орден Почетного Легиона посмертно. Десятки улиц во Франции названы его именем.

другие расстреляные 21 февраля 1944 г., не попавшие на афиши:

Жорж Глоарес, француз, 1923 г. рождения.

Ринно де ла Негра, итальянец, родился в 1923 г. в Па-де-Кале, где его отец итальянский эмигрант работал на шахте. С 1943 г. член итальянского отряда французского Сопротивления. Арестован во время неудачного теракта.

Эмерик Глаж, венгр, 1902 г.р. Участвовал в боях на линии Мажино.

Ионас Гедульдиг, родился в 1918 г. во Владимире-Волынском. В 1934 выехал в Палестину, оттуда в Испанию, где участвовал в гражданской войне.

Лев Голдберг, из Польши. 1924 г. Медаль Сопротивления посмертно.

Станислав Кубацкий, поляк, родился в 1908 г. под Варшавой (Российская Империя). Участник гражданской войны в Испании, где был арестован и перевезен в тюрьму в Германию. В 1942 г. бежал во Францию и примкнул к Сопротивлению..

Арпен Лавитян, СССР, 1900 г.р. Из Нагорного Карабаха. Принимал участие в гражданской войне. Комроты Красной Армии. в 1927 г. бежал (?) из СССР в Персию. Непосредственный организатор группы Сталинград.

Чезаре Лукарини, итальянец, 1923 г.р. член партизанского отряда в департаменте Па-де-Кале. Был арестован, но сумел сбежать из тюрьмы. Вторично арестован в Париже.

Роже Рукзель, француз, 1925 г.р. Военный крест с пальмовой ветвью посмертно.

Антонио Сальваторе, из Италии. 1920 г.р.работал на шахтах в Эльзасе, откуда был переведен на строительство Атлантического Вала. Сбежал и примкнул к Сопротивлению. Был выдан неким Давидовичем.

Вилли Шапиро, Западная Украина. родился в 1910 г. Убежденный сионист, принимал активное участие в организациях сионистких структур в Палестине. Был арестован и выслан в Австрию. В 1938 г. после аншлюса и роста гонений на евреев перебрался во Францию. Занимался организацией саботажей в среде австрийцев, находящихся в Париже. Не имел никакого отношения к Сопротивлению вообще и группе Манучяна в частности. Прилеплен как яркий сионистский элемент.

Амедео Уссеглио, Италия, 1911 г.р. похоронен итальянской общиной на кладбище в Плесси-Робинзон.

единственная осужденная женщина Ольга Банчич, родилась 10 марта 1912 г. в многодетной семье в Кишиневе, который после гражданской войны оказался оккупирован Румынией. С 14 лет работала рабочей на фабрике. с 15 лет принимала участие в стачках и демонстрациях. В 16 лет была впервые арестована. В 1927 г. провела 3 месяца в СССР, вернулась под впечатлением от "лучшей жизни" за которую нужно бороться. В 1928 г. вышла замуж и переехала в Бухарест. В 1933 г. была арестована за участие в демонстрации протеста против прихода к власти Гитлера. После освобождения участвует в создании Румынского Народного Фронта. Опять арестована и после двух лет тюрьмы уезжает во Францию. С 1940 г. участвует во Французском Сопротивлении. В 1943 г. арестована французской полицией и передана в гестапо. После показательного процесса Манучяна, вывезена в Германию, где 10 марта 1944 г. в день своего рождения была гильотинирована.

расстрел 21 февраля состоялся на горе Монт-Валериен под Парижем. Ныне на месте расстрела сообружен монумент и горит вечный огонь.


В 2003 г. был установлен монумент в форме колокола, на котором выбиты имена 1008 человек, расстреляных во время войны нацистами в этом месте:



памятник Мицаку Манучяну в Иври-сюр-Сен.


Могила Мицака и Мелины Манучяна на военном кладбище в Иври-сюр-Сен.


американское военное кладбище первой мировой войны на Монт-Валериен, рядом с местом расстрелов.



несколько других лиц из группы Манучяна:

Иосиф Клыч, уроженец города Черновцы. Занимался переводом на французский язык трудов В.И.Ленина. Был ранен в Клиши в 1942 г., приказал группе бежать, а сам остался прикрывать отход. Уничтожил 13 гитлеровцев и застрелился последним патроном. Национальный герой Румынии. В г. Черновцы устроен музей.

отец Шарля Азнавура был в одной из групп, подчиненых Манучяну.

офицеры советской армии Александр Констанян и Арсен Чакриян, после расстрела Манучяна создали в Лионе группу, которую назвали "Мицак Манучян", группа первоначально состоявшая из армян, затем к ней присоединилось немалое число "власовцев" из восточных батальонов. Позднее на её основе Приказом Верховного Главнокомандующего был создан Второй Советский Партизанский полк.

Офицер советской армии Сулак (фамилия неизвестна) и двое несоветских армян Бозарджян и Мигунбегян сумели восстановить в Париже группу Сталинград, с которой участвовали в освобождении Парижа.

© С.В.Дыбов, 2007 г.


французское сопротивление - начало
Le Mémorial du Mont Valérien
groupe Manouchian
Missak MANOUCHIAN


BlogPoint LiveJournal Counter
Tags: ww-2, памятники

  • Post a new comment

    Error

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments

[info]eugene_gu

February 20 2007, 02:36:21 UTC 5 years ago

"Сталиинград" - это нечто масштабное

>а вот что бы называвли себя там Джеймсами, или Джонами, а партизанские группы Перл-Харборами или Англиями мне не известны).
**************************************************
Оно и ясно. Советские воевали не с непонятными японцами где-то на другой стороне глобуса, и не с итальяхами где-то в Африке, а в Европе и с теми самыми нацистами, против которых и действовали бойцы резистанс.
Опять же "Сталиинград" - это нечто масштабное, сравнимое по воздействию на оккупантов только с "Гитлер - капут!". :)

[info]severr

February 20 2007, 06:35:44 UTC 5 years ago

Re: "Сталиинград" - это нечто масштабное

ну да, как воздействовать на покупателя, так Джонни, Кока, Нью-Йорк,
как воздействовать на врага, так Иваны, Сталин...

[info]eugene_gu

February 20 2007, 14:03:30 UTC 5 years ago

Re: "Сталиинград" - это нечто масштабное

Я тоже горжусь подвигом наших предков в ту войну. Но всё же не перегибаю в сторону "СССР - родина слонов".

[info]sasza

February 20 2007, 06:36:10 UTC 5 years ago

Re: "Сталиинград" - это нечто масштабное

Думаю, не последнюю роль играла симпатия к "первому государству рабочих и крестьян". Кто, как не французские писатели, первыми поднимали свой голос за "освобождение Бессарабии от румынской оккупации". И где были их голоса, когда сначала в 38-м было расстреляно большинство сбежавших в СССР борцов за "востановление советской власти" в Бессарабии, а потом в 47-м от организованного голода там погибло более 150 тысяч людей.

[info]severr

February 20 2007, 06:38:42 UTC 5 years ago

Re: "Сталиинград" - это нечто масштабное

наверное, они не верили так легко как вы в побасенки про "организованый" голод...

[info]sasza

February 20 2007, 06:53:57 UTC 5 years ago

Re: "Сталиинград" - это нечто масштабное

К сожалению, моя бабушка с двумя детьми были свидетелями. Только за счёт спрятанной в печке кукурузы выжили - всё подчистую забирали. И про муку из коры, и про людоедство не понаслышке знают.

[info]severr

February 20 2007, 06:59:08 UTC 5 years ago

Re: "Сталиинград" - это нечто масштабное

я верю, что вы все это пережили самолично

[info]sasza

February 20 2007, 07:19:36 UTC 5 years ago

Re: "Сталиинград" - это нечто масштабное

Ну, не самолично, но повода не верить своим ближайшим родственникам у меня нет, тем более что рассказывалось это ещё за долго до крушения СССР без тени нелюбви к нему, как констатация фактов. Вера в доброго царя была всегда - они так, как и весь советский народ, в 53-м плакали.

[info]severr

February 20 2007, 18:57:01 UTC 5 years ago

Re: "Сталиинград" - это нечто масштабное

я сильно сомневаюсь, что ваши ближайшие родственники имели возможность пересчитывать мертвых и насчитать, заявленное вами количество... не говоря уже о спекуляциях на горе собственных родственников...

[info]sasza

5 years ago

[info]sasza

February 20 2007, 06:58:28 UTC 5 years ago

Re: "Сталиинград" - это нечто масштабное

Кстати, тезис об орагнизованности легко проверить. Молдавия Прутом делится на 2 части. Если в румынской части был такой же процент погибших от голода, тогда готов забрать свои слова обратно.

[info]severr

February 20 2007, 07:04:11 UTC 5 years ago

Re: "Сталиинград" - это нечто масштабное

то, что делится Прутом, это Бессарабия, оба берега которой перед войно были оккупированы Румынией

[info]sasza

February 20 2007, 07:15:13 UTC 5 years ago

Re: "Сталиинград" - это нечто масштабное

Нет, Вы немножко историю и географию этого региона не знаете. Историческая Молдавия делится Прутом на 2 примерно равные части. Восточная часть, которая сейчас называется Республикой Молдова, а раньше называлась Бессарабией (хотя на самом деле Бессарабия - это лишь южная часть этого региона, большая часть которой благодаря Сталину теперь находится в Украине), в 1812 году отошла России (якобы от Турции, хотя на самом деле не так). А западная часть (в которой, кстати, находятся все исторические столицы Молдавии) в 1859-м объединилась с Валахией, образовав Румынию. Так что фактически в 1918 году была не оккупация, а воссоединение.

[info]jescid

February 20 2007, 08:40:09 UTC 5 years ago

Это вы не знаете, либо лжёте.

Даже странно, имея оттуда бабушку так лажаться в истории региона.
В 1503 г. Турция присоединяет южную Бессарабию (Буджак), где строятся крепости Аккерман, Бендеры и Измаил; на севере Бессарабии в крепости Хотин также сидел турецкий паша, который управлял округом — «Хотинский райя». Однако территория нынешней республики Молдавия в целом продолжала входить в состав Молдвского княжества. Через Бессарабию пролегала сухопутная дорога из России в Турцию. С 1711 под 1812 годы Бессарабия пять раз оккупировалась русскими войсками, пока наконец не была присоединена к России по Бухарестскому договору 1812 года.

С 1818 — область, а с 1873 — губерния Российской империи (см. Бессарабская губерния).В 1856 южная часть, прилегавшая к Дунаю и нижнему течению Прута, вошла в состав Молдавского княжества, объединившегося в 1859 с Валашским княжеством в составе государства Румыния. По Берлинскому трактату 1878 южная Бессарабия без дельты возвращена России.
...
на заседании 25—26 ноября 1918 года при отсутствии кворума 36-ю голосами было принято решение о безусловном присоединении Бессарабии к Румынии, ликвидировавшее все условия акта от 27 марта 1918 года. Вскоре после принятия этого решения Сфатул Цэрий прекратил своё существование.
...Советское правительство никогда не признавало аннексии Бессарабии Румынией. В ноте от 1 ноября 1920 года Россия выразила решительный протест против аннексии и Парижского протокола её подтверждающего, так как он был заключён другими правительствами.

Но вы, конечно, можете тут заливать, что никакого турецкого владычества в Бессарабии не было, а это всегда была маленькая независимая страна, чей народ почему-то даже не хотел голосовать за её независимость.

[info]sasza

5 years ago

[info]jescid

February 20 2007, 08:51:50 UTC 5 years ago

И ещё.

Мои родители проходили студентами практику в дельте Дуная в 1956 г. Их располагали на хатах у местных, которые были очень гостеприимны и бесконечно благодарны советской власти, что в тех местах она проводила ирригационные работы и они получили в результате чистую воду, с которой там веками была проблема - люди там жили ОЧЕНЬ бедно. И рассказывали, что ЕЩЁ ГОД назад им было СТРАШНО за своих детей - потому что измучились уже от набегов и реквизиций бандеровских банд, остатки которых к тому времени только-только ликвидировали.
М.б. ваша бабушка, в отличие от сельчан, привечала бандеровцев? а? А то непонятно, чего она так советскую власть ненавидела то. Тогда как по свидетельствам простые люди в Бессарабии к ней в ту эпоху хорошо относились - они получили школы, больницы, работу, электроэнергию, чистую воду - и всё бесплатно.

[info]severr

February 20 2007, 19:00:21 UTC 5 years ago

Re: "Сталиинград" - это нечто масштабное

все это интересно, но это лирика..

что там делилось Прутом в указанный вами период?

левый берег стал советским только в 40-м году, когда о продразверстке уже и забыли, и что и кто там мог забирать?

[info]sasza

5 years ago

[info]severr

5 years ago

[info]sasza

5 years ago

[info]severr

5 years ago

[info]sasza

5 years ago

[info]jescid

February 20 2007, 08:32:41 UTC 5 years ago

Наверно, СССР нацистски ненавидел Бессарабию

--а потом в 47-м от организованного голода там погибло более 150 тысяч людей--
непонятно только как ваша бабушка про эту цифру знала - вам можно было бы поверить, если бы не очевидная ложь
ближайший друг моего отца из Бессарабии - 1935г.р.
послевоенный голод на Украине был, по понятным причинам - но стольких смертей не было, в окружении моих родителей никто не погиб

так что не надейтесь, что можно беззастенчиво лгать в отсутствии других свидетелей

[info]iosipboroda

February 20 2007, 05:47:26 UTC 5 years ago

Да, как бы кое-кто не посмеивался над сопротивлением, но всё-таки реальный резистанс тоже был.
Спасибо, оч. интересно.

PS. Хм. А фашисты, оказывается, ещё и декапитацию практиковали? Не знал.

[info]nestorr

February 20 2007, 12:01:23 UTC 5 years ago

О сопротивлении.

Я многое слышал об отношении к Сталину, но - во всяком случае в нашем кругу - никто никогда не отзывался о сопротивлении пренебрежительно. Со всех сторон и точек зрения идти в сопротивление в относительно благополучной Европе достойно уважения.
Спасибо, Северр. Очень трогательно.

[info]eugene_gu

February 20 2007, 14:13:42 UTC 5 years ago

Гильотинирование обычно проводилось в тюрьмах, а не в лагерях, и тем более не "в поле " руками зондеркоммандо, которые и жестокостью и количеством жертв затушевали такие вот "мелочи".

[info]vls_777

February 20 2007, 08:29:09 UTC 5 years ago

Спасибо

[info]gezesh

February 20 2007, 23:59:47 UTC 5 years ago

Простите, за офф-топ, но раз тема близкая... Нет ли у Вас фотографии памятника русским бойцам Сопротивления на Пер-Лашез? Очень бы хотелось иметь в качестве иллюстрации к этому посту: http://gezesh.livejournal.com/6936.html#cutid1
Спасибо.:)

[info]severr

February 21 2007, 06:16:57 UTC 5 years ago

спасибо за ссылку, времени на ленту почти нет
http://severr.livejournal.com/112956.html

[info]gezesh

February 21 2007, 09:35:02 UTC 5 years ago

Большое спасибо.:)

[info]oleg_west

February 21 2007, 14:31:26 UTC 5 years ago

Вечная память.

[info]sasza

February 25 2007, 04:22:31 UTC 5 years ago

А если по теме, то, во-первых, насколько я не знаю немецкого, нельзя написать "Парижер Цайтунг", а во-вторых, Сулак - это и есть фамилия (молдавская, кстати), так что неизвестно имя.
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…